Сейчас успех в бизнесе зависит от того, насколько быстро компании могут отказаться от старого и изменить курс. Большинство бизнесменов, прибегавших к консалтинговым услугам, в один голос говорят, что выводы и советы консультантов кажутся настолько очевидными, что попадают куда-то между категориями «как же я сам до этого не догадался», или «да я это уже давно знал». Но, не смотря на это, зачастую воспринимаются как откровение. Просто они затрагивают тот слой вопросов, которые люди сами не хотят себе задавать. Не хотят, потому что боятся перемен. Но если они осознают, что надо меняться, то знания и советы опытных консультантов станут своего рода «дорогой к успеху». В свою очередь, например, в небольшом королевстве Нидерланды, при этом занимающем восьмое место в мире по экспорту товаров, давно осознали, что инвестиции в развитие взаимоотношений с развивающимися рынками уже в среднесрочной перспективе принесут взаимовыгодные дивиденды. В Голландии эти взаимоотношения имеют статус правительственных программ, одна из которых NMCP - Нидерландская программа содействия управлению. NMCP - независимая организация, работающая при поддержке нидерландского Союза предпринимателей. Эксперты NMCP оказывают консалтинговую помощь в 80 странах мира. Среди экспертов программы - менеджеры высшего и среднего звена, собственники малых и средних предприятий, вышедшие на пенсию или отошедшие от дел. Эти люди - носители уникальных, неповторимых знаний и богатого опыта, которыми они с удовольствием делятся с менеджерами развивающихся стран, не получая за это финансового вознаграждения. По словам регионального представителя NMCP по Челябинской области, исполнительного директора компании "СТРАТУМ" Ольги Гусаренко, на Южном Урале программа работает вот уже восемь лет. Представителем NMCP в области является корпорация "СТРАТУМ". "За последние четыре года в нашем регионе было реализовано более 60 проектов в разных секторах экономики. Среди клиентов программы были такие предприятия как ПГ "Метран", Миасский машиностроительный завод, сеть магазинов компании "Уралобувь, отель "Виктория" и многие другие", - говорит О. Гусаренко. В 2003 году в нашем регионе были успешно реализованы 15 проектов NMCP, связанные с изменениями в технологии производства, повышением уровня качества продукции и услуг, мерчандайзингом. Самыми яркими примерами из области мерчандайзинга, или эффективного способа организации торгового пространства стали проекты NMCP в двух челябинских торговых компаниях - магазине "КАКТУС" и сети магазинов "Молния". До 1999 года челябинский «магазин №61» был типичной булочной, еще с советских времен в нем мало что изменилось. Начиная с 2000 года, когда в Челябинске стали один за другим открываться сетевые магазины, в «магазине №61» почувствовался отток покупателей. Руководство магазина приняло довольно непростое решение - перейти на работу в формате самообслуживания и сменить название магазина. Для того чтобы магазин успешно развивался его владельцы решили воспользоваться услугами консультанта, предоставляемыми в рамках программы NMCP . В Челябинск прибыл Гилберт Хайет (Gilbert Highet), всю сознательную жизнь проработавшей в сфере торговли. «Гилберт собственными глазами наблюдал, работая консультантом в Восточной Европе, как сетевые магазины уничтожают традиционные. Помимо всего прочего, и эти знания оказались для нас очень полезными», - рассказывает коммерческий директор магазина "КАКТУС" Владимир Галагуря. Во время своего визита г-н Хайет предложил для успешного развития «КАКТУСА» по всем параметрам применить комплексный подход, начиная с того, как разместить товар в магазине и какие наценки делать, заканчивая мотивацией работников. Результат заслуживает оценки «отлично». После месячного ремонта «КАКТУС» открылся в обновленном виде. За счет оптимизации пространства (складские помещения советского магазина были рассчитаны на хранение «стратегического» запаса круп и муки) торговые площади увеличились почти в 2 раза. По лизинговой схеме было приобретено современное торговое оборудование. Обслуживание и комфорт для покупателей теперь обеспечен на самом высоком для магазина самообслуживания уровне. Если говорить об эффективности изменений в материальных категориях, то уровень нынешней рентабельности, с учетом всех затрат, в том числе и лизинговых платежей, сравнялся с уровнем рентабельности «старого» «КАКТУСА». «По большому счету, торговля везде одинакова: и в Амстердаме и в Челябинске покупатели хотят получить в магазинах одно и тоже - качественный товар по разумной цене. Что касается работы консультантов, то здесь все нужно рассматривать в комплексе - до много мы сами дошли и поэтому советы со стороны нам были понятны», - рассказывает генеральный директор челябинского Центра торговли «Молния» Александр Ширеков. ЦТ «Молния» - динамично развивающаяся компания. В 2000 году под маркой «Молния» работало всего два магазина, а общая численность работников составляла 300 человек. К концу 2003 года в Челябинске будут работать четыре магазина «Молния», общая торговая площадь которых составит порядка 26 тыс. кв.м. По рекомендации г-на Хайета, руководство ЦТ «Молния» решило объединить сеть магазинов «Молния» с супермаркетом «Панорама». Прогнозируя итоги уходящего года в ЦТ «Молния» считают, что, по сравнению с 2002 годом, товарооборот увеличится с $30 млн. до $40-45млн. Для провинциального города это весьма хороший показатель. По мнению А. Ширекова, в Челябинске между торговыми сетями практически нет конкуренции. Рынок не насыщен. Поэтому и существуют большие возможности для развития. Рост цивилизованной торговли означает и общую стабилизацию в стране: люди покупают продукты в супермаркетах только при наличии стабильного дохода. Но все же платежеспособный спрос в городах-миллионниках, к коим относится и Челябинск, остается ниже, чем в Москве, хотя ситуация и меняется в лучшую сторону. «С одной стороны, довольно низкий спрос не дает столичным сетям, где обычно производятся огромные, по региональным меркам, затраты, бурно развиваться. Купив автоматизированную систему за $300 тыс. москвичи не смогут в областных центрах своевременно отработать эти деньги. Мы же используем недорогие программные решения, кстати, даже разрабатываем их сами», - отмечает А. Ширеков. Об однозначном успехе деятельности консультантов NMCP говорит и большой интерес участников проектов к продолжению работы в рамках программы, но уже на новом уровне. "Почти половина компаний, поработавших с голландскими экспертами, не только обратилась к нам с просьбой о продолжении сотрудничества, но и провела несколько проектов по разным направлениям", - подчеркивает О. Гусаренко. При взаимной заинтересованности одних лучше работать, а других - помочь в это полезном стремлении, перспективы на будущее очевидны. И самая ближайшая из них - выход NMCP на Курганскую область.
|