- Олег Анатольевич, что такое Корпорация «СТРАТУМ» и что такое консалтинг, которым она уже 7 лет занимается? Знаете, я на самом деле не хочу, чтобы консалтинг было основной ассоциацией с Корпорацией СТРАТУМ. Для этого есть несколько причин. Само понятие консалтинг настолько всеобщее и метафизичное, что уже набило оскомину постоянно рассказывать, что вот есть консалтинг процессный и экспертный, чем они отличаются друг от друга. Всё это создаёт у людей ассоциации с какой-то алхимией, мошенничеством. Существует целый ворох анекдотов про консультантов, в том числе обидных. - Например... Вот говорят «если не можешь сделать сам - иди в консультанты». Я думаю, что это очень недалекое мнение. На мой взгляд, сказать «иди в консультанты» это всё равно, что сказать «иди в экономисты, маркетологи, юристы, бухгалтеры». Ведь по сути, у нас работают финансисты, маркетологи, экономисты. Но только более высокого уровня. На обычном предприятии маркетолог выполняет работу по маркетингу предприятия, а у нас маркетолог занимается маркетингом «СТРАТУМа», а также маркетингом наших клиентов. Кроме того, я не вижу, чем отличаются мои цели и задачи роста бизнеса от целей и задач роста бизнеса директора любого другого предприятия. У нас только рынки разные. - Вы сказали, что есть ряд причин, по которым Вы не хотите, чтобы «СТРАТУМ» ассоциировался прежде всего со словом консалтинг... Да, вторая причина в том, что в Корпорации есть подразделение «СТРАТУМ Форум», которое занимается организацией крупномасштабных конференций, форумов, семинаров для бизнеса и о бизнесе. Объединяющим понятием, того, чем занимаются различные подразделения Корпорации, является не консалтинг, а богатство. Само понятие богатство очень богато смыслами: это и богатство материальное и духовное, богатство общения и отношений, богатство партнерства. Это миссия Корпорации СТРАТУМ. Мы создаём богатство жизни. Наша философия - философия сети партнерства, нетократия. - Почему выбирают «СТРАТУМ»? Когда речь заходит о выборе консультанта обычно рекомендуют действовать так: «на Вашем проекте будет работать не фирма, а конкретные люди, поэтому надо запросить резюме этих конкретных людей и убедится, что именно они будут работать на проекте. Далее надо получить информацию о самой консалтинговой фирме, с кем работали, какие рекомендации, какие цены...» А я бы выбирал иначе. Продолжая логику Игоря Качалова, качество сегодня не является конкурентным преимуществом. Качество сегодня это входной билет. - Не могли бы Вы привести аналогии из других сфер деятельности? Выбор консультанта похож на выбор между несколькими стоматологическими клиниками или ремонтными мастерскими, каждая из которых может решить твою проблему. Если же она не может решить твою проблему, то либо она на этом не специализируется, либо она непрофессионал и билет не купила. Среди тех, кто билет имеет, единственный критерий - критерий доверия, которое возникает на основе схожести ценностей, внутреннего взаимопонимания на более высоком уровне. Ещё одна аналогия: выбор дизайнерской одежды... у любой такой одежды условно говоря два рукава, четыре пуговицы, сшито из натуральных материалов. Но, у одного дизайнера образ более спортивный, у другого консервативный и так далее. В консалтинге тоже самое. Каждый заключенный договор говорит об этом. Среди наших клиентов, например, нет бандитов, даже не смотря на то, что денег у них немеряно. Но ценности наши расходятся. Мы с ними несовместимы. - В чём ценности СТРАТУМ-нетократии? Люди, знания, система. Это манифест нетократии: знать людей, знать систему, создавать систему людей, систему для людей, формировать партнерские отношения богатых людей в богатой системе. Здесь всё является и ресурсом и результатом. Люди, знания, система - ресурс и результат. - Консалтинговые проекты единичны или у вас есть постоянные клиенты? На первый взгляд, обращения к консультантам единичны, когда вдруг возникает потребность в сторонней профессиональной помощи. Но это всё равно что думать, что 1 раз вылечил зуб и всё. Если ты хочешь, чтобы всё было правильно, начиная с прикуса, цвета зуба, полости рта, и чтобы это было постоянно правильно, вступаешь в длительные партнерские отношения со стоматологом. И у нас есть клиенты, с которыми мы по 4-5 лет работаем. Причём они обращаются к нам не только в типовых ситуациях, но и с вопросами, которые мы не решаем. Но они говорят: «хорошо, вы это не делаете, но давайте вы будете руководить этим процессом, найдите исполнителя. Вы же менеджеры проектов!». - Давайте поговорим о деятельности СТРАТУМ и Ваших долгосрочных партнерах. Почему, например, инвестиционный банк «ТРАСТ» 3 года является спонсором Уральского Инвестиционного Форума? Есть две причины. Первая - прагматическая. ТРАСТ, один из ведущих инвестиционных банков России, до сих пор не имел ни одного проекта с предприятиями Челябинской области. При этом у нас присутствует более десятка организаций, которые им интересны. Участие в Форуме - возможность сказать о себе. В ТРАСТе прекрасно отдают себе отчёт, что не бывает так: сегодня заплатил деньги за спонсорство, приехал, пообщался и уехал с контрактом. Это долгосрочная работа. Вторая причина заключается в разделяемых ценностях. Если почитать тексты ТРАСТа, там явно или неявно фигурируют те же ценности, что и у СТРАТУМа. Даже в дизайне мы используем практически один и тот же цветовой ряд. Мы близки психологически. Когда я читаю интервью Юрова, у меня складывается ощущение, что я общаюсь с близким человеком. - На Вашем сайте среди клиентов присутствует промышленная группа «Метран». В начале 2004 года активизировались переговоры «Метран» и крупной американской приборостроительной компании «Emerson». Не побоюсь спросить, Вы к этому причастны? Отчасти. СТРАТУМ стоял у истоков формирования капитализации бизнеса «Метран», когда Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) вошёл в состав акционеров «Метран». 3 года назад проводился тендер и мы были ими выбраны для проведения финансового анализа. Второй проект с «Метраном» это попытка создания ещё одного нового бизнеса с целью капитализации и дальнейшей продажи но только в Российском масштабе. Отрадно, что нас пригласили на этапе концептуализации схемы. Причём работа проходила в две стадии. Первая стадия - подготовка документов, то есть по сути входного билета на рынок. Вторая стадия - внутренняя, то что касается оценки рынка ЖКХ и разработки стратегии маркетинга. Почему именно мы? Опять же, благодаря разделяемым ценностям. Для нас, ЕБРР, «Метран» это капитализация бизнеса, наращивание ценности бизнеса и превращение её в стоимость в момент продажи. - Ещё один гигант, с которым Вы работали - Челябинский Цинковый завод. Что с ними?
Работы, которые мы для них делаем, совпадают с нашим мировоззрением развития бизнеса. Мы приходим на предприятие и говорим, зачем Вам натуральное хозяйство? Концентрируйтесь на том, что Вы умеете делать лучше всего. Выделяйте это производство. Сегодня у Вас в нём есть хоть небольшое, но конкурентное преимущество, а если Вы не будете наращивать своё преимущество, потеряете всё. Жизнь показала, что так оно и есть. Классический пример. Для одного завода, который сейчас в руинах, мы писали обзор нефтянки в 2000 году и спрогнозировали всё, что будет происходить в отрасли, всё, разве что кроме «посадки» Ходорковского. Мы сказали, либо вы усиливаете свои преимущества, либо вам будет плохо. Не прислушались. Вот плохо и произошло. Цинковый завод действует по другому, причём действовал так и до начала нашей с ними совместной работы. Они отказались от натурального хозяйства и пошли по пути выделения непрофильных подразделений. - Три года подряд Вы проводили Инвестиционный Форум. Что даёт это мероприятие «СТРАТУМу»? На самом деле у нас только в 2003 году наступило четкое понимание, во что превратилась идея 1-го Южно-Уральского Инвестиционного Форума. Если в 2001 году мы хотели рассказать о Челябинской области потенциальным инвесторам, дать возможность встретиться. К 2003 году у нас уже была сформировавшаяся бизнес-площадка, которую мы наполнили партнерами: участники, РЦБ, Администрация области... всё было совершенно по другому. Вот консульство США впервые в 2003 году приехало, и в итоге тема инвестиций приобрела принципиально новые очертания. Добавилась российско-американская тематика. Сейчас мы для американского предприятия Carbo Ceramics составляем перечень действий, которые они должны предпринять, документов, которые они должны собрать, чтобы построить у нас завод. Они разрешили, что после того как этот перечень будет готов, мы его передадим Администрации области, выпустим в виде брошюры. Добавилась инвестиционная политика в рамках «ПромАСС», мы готовим информацию по инвестиционным возможностям Челябинской области для саммита «Большой Восьмерки». Вот она нетократия в действии! - Давайте поговорим о созидании богатства. Каким конкретно предприятиям помогли Ваши решения? Были ситуации когда мы, работая над маркетинговой политикой бизнеса, помогали вернуть утраченные рыночные позиции по объемам продаж, например, на Копейском хлебокомбинате и на Челябинском рыбоперерабатывающем заводе, сейчас они по одним рыбным пресервам вышли на те же обороты, которые имели по всей рыбе до нашего прихода. Наши рекомендации сказались на прибыльности - уменьшилась потребность в капитале и увеличилась прибыль. Сейчас они вкладывают деньги в новую торговую марку. В своё время, когда в Челябинске было создано предприятие «Уралавтотрейлер», мы внедрили систему производственного бюджетирования. В итоге, они стали лучше выполнять заказы клиентов, снизилась себестоимость, и в первый же год существования предприятие достигло 25% оборота такого предприятия, как «Уралавтоприцеп». В «Стоматологической Практике» постановка системы бюджетирования окупилась в течение 7 недель. С этой точки зрения к консалтингу надо относиться как к инвестиционному проекту. Консалтинг это один из самых выгодных с точки зрения окупаемости инвестиционных проектов. Но, его надо заказывать не по принципу «хочу всё знать». - Сталкивались ли Вы с курьезными ситуациями во время проектов? Приведу аналогию. За время жизни мы постоянно чем-то заполняем наши шкафы, антресоли, кладовки. И вот спустя какое-то время уже не знаем, что у нас есть. Когда же мы затеваем большую уборку, то порой находим много удивительных вещей. Я вот однажды в своей старой записной книжке обнаружил 400$. Также и на предприятии. Это называется инвентаризация. Так вот, однажды, по результатам инвентаризации, которую мы проводили на одном из предприятий, выяснилось, что по бухгалтерским отчетам есть склад, которого физически уже не существует более года... И это далеко не единичный случай. В таких ситуациях, уже руководитель задается вопросом, как можно управлять чем-то, не зная, что у тебя есть изначально? - Как можно решить проблему управляемости ресурсов? Один из действенных инструментов - бюджетирование. Бюджет вообще такая штука, которая объединяет в себе три важных момента. Во первых, это изложение целей бизнеса в цифрах. Мы можем заявлять какие угодно цели: «мы будем самыми крупными по России, мы откроем 50 магазинов»... Но если в бюджете не заложено средств на развитие этих самых магазинов, то это означает, что у бизнеса вялотекущая шизофрения. На какие деньги? Во вторых, бюджет позволяет высвободить время руководителя. Там где нет бюджетного управления руководитель вынужден контролировать каждый платеж и задавать кучу бессмысленных вопросов: «а почему в этом месяце нам опять надо покупать 12 ручек, что они с ними делают, едят что-ли?» или «а почему такой дорогой лоток для бумаг? Дешевле не нашли?».... а что происходит на крупных заводах, если нет бюджетного управления это просто катастрофа. При бюджетном управлении руководитель выделяет конкретную сумму и закрепляет конкретного ответственного за его использование, путь теперь он мучается, как потратить деньги. В третьих, бюджет - это элемент дисциплины в отношении бизнеса. Это единые правила, понятные, простые, технологичные. - Во что вкладывает клиент, заказывая работы у «СТРАТУМа»? Очень важен фактор времени. Сегодня, например, многие банки заявляют что им не интересно давать деньги на год, гораздо интереснее на два года. Если банк дал деньги на год по двухлетней программе работы бизнеса, то по прошествии года нужен месяц на согласование параметров нового кредита. Так вот, в течение этого месяца деньги не работают. Время - самый ценный и единственный равный для всех ресурс. Очень многие вещи бизнес или предприятие могло бы сделать само. Но они смогут сделать это за 6 месяцев, при этом рабочая команда будет заниматься только этим и ничем иным. А мы можем сделать это за месяц. Покупая «СТРАТУМ», бизнес покупает время.
|