По опыту общения с западными бизнесменами создание производства на базе имеющегося имущественного комплекса действующего предприятия на сегодняшний день наименее предпочтительная форма инвестиций. Основные причины: Неоптимальная инфраструктура существующих промышленных объектов: как правило, они планировались под производство конкретной номенклатуры товаров и на сегодня основные фонды этих предприятий изношены, состояние коммунальных, инженерных, сетей, уровень автоматизации - позавчерашний день. Новые собственники не хотят наследовать проблемы существующих предприятий ни с персоналом, ни с менеджментом, которые имеют свои взгляды на перспективы развития предприятия, ни с энергообеспечением и т.д.. Нет никаких гарантий, что организованное на площадях завода предприятие не будет остановлено из-за проблем основного производства. Существующее технологическое оборудование непригодно для эффективного производства, устарело и требует серьезной модернизации.
Именно поэтому таких проектов достаточно мало. Из известных вспоминается разве что «Iveco-УралАЗ» в Миассе. Не первый год муссируется тема организации на ЧТЗ некоего совместного сборочного производства, то комбайнов, то автомобилей. Сейчас активно продвигается производство платежных терминалов нового поколения на одном из оборонных предприятий области по лицензии американской компании NCR. Для западных инвесторов гораздо проще и выгодней создавать новое производство. В частности, одна из Американских компаний, с которой сейчас работает СТРАТУМ, пожелавшая организовать производство на Урале, наотрез отказалась рассматривать варианты существующих предприятий. Только с нуля, максимум с промплощадки! Другой распространенный вариант - покупка отечественных предприятий западными концернами. Происходит это преимущественно в контексте отраслевой консолидации в России. Пивоваренная компания «Золотой Урал» практически на 100% принадлежит Западному капиталу: холдингу BBH. В прошлом году контрольный пакет акций предприятия Уралцемент (пос.Первомайский) был куплен крупным французским концерном Lafarge. Существуют и иные форматы сотрудничества. Ещё в советское время по контракту с западногерманской компанией был построен Челябинский завод гипсоволокнистых плит. Сегодня на его базе действует совместное с Германской фирмой КНАУФ производство. Ряд проектов в рамках совместных правительственных программ России и США действуют в Снежинске. В частности, производство высокотехнологичных медицинских изделий, а также производство деталей для американских автомобилей. Ведутся переговоры по реализации крупного инвестиционного проекта между ПГ «Метран» и крупнейшей американской приборостроительной корпорацией Emerson. Интересную возможность для дальнейшего развития сотрудничества между Челябинскими предприятиями и американскими инвесторами открывает Бизнес-форум, который мы проводим в Челябинске 1-2 апреля. Мероприятие приурочено к 10-летнему юбилею работы Генерального Консульства США в г. Екатеринбурге и пройдёт при участии посла США в России г-на Вершбоу, представителей деловых кругов США и руководителей компаний Челябинской области. Думаю, что на Бизнес-форуме мы узнаем о новых совместных инвестиционных проектах на территории нашей области.
|