Бюджет Челябинской области впервые за много лет стал дефицитным. Причины этого, по словам экспертов, понятны и объективны: это экономический спад и недостаточность денежной массы в экономике. Как нормализовать денежные расчеты в экономике и оздоровить финансовое положение региональных компаний и, в итоге, обеспечить стабильное наполнение региональной казны, Агентству новостей «Доступ» рассказал Директор Корпорации СТРАТУМ Олег Пермяков. Для начала - беглое знакомство с системой налогов и сборов в России. «В упрощенном виде, все налоги в различной пропорции расщепляются между тремя уровнями бюджетов - федеральным, региональным и местным. Два последних образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В 2008 году федеральный бюджет и сумма всех консолидированных бюджетов субъектов были примерно равны, но имели разную базу основных формирующих налогов. Для «центра» ключевыми являются НДПИ и НДС, для регионов в среднем - НДФЛ и налог на прибыль. При этом в каждом субъекте Федерации структура налоговых поступлений несколько отлична и зависит от экономической специфики региона», - говорит Олег Пермяков. «Экономический спад вызывает сокращение спроса на продукцию предприятия и/или снижение цены реализации, что означает падение выручки компании и, соответственно, величины начисляемых оборотных налогов (НДПИ, НДС, налог с оборота при УСН и др.). Таким образом, от плохой рыночной конъюнктуры, включая цены на нефть, первым страдает федеральный бюджет», - рассуждает эксперт.
Чтобы пережить кризис, компании резко сокращают затраты, и одной из первых статей для урезания оказывается оплата труда. Увольнения, сокращение рабочего времени и заработной платы, отмена бонусов, возврат к серым «конвертным» схемам уменьшают базу НДФЛ и, следовательно, непосредственно урезают важный источник поступлений в региональный бюджет. «Естественно, в условиях кризиса совокупная прибыль организаций окажется на порядок меньше, чем в благополучные годы, так что главный источник для регионов (и третий по значимости для центра) сильно обмелеет, если не пересохнет. В этом смысле инициативы власти по снижению ставки налога на прибыль скорее декларативны, поскольку база для начисления будет близка к нулевой. В итоге наиболее пострадавшими окажутся экономически развитые регионы с относительно высоким уровнем доходов населения и большим числом ранее прибыльных предприятий», - продолжает Пермяков. «В настоящих условиях стоит уделять большее внимание «прочим» налогам, в прошлом году давшим более 15% поступлений в региональные бюджеты. Среди них есть налоги, базой начисления которых является фиксированная оценка активов (балансовая стоимость имущества, кадастровая стоимость земли и др.), то есть их размер напрямую не зависит от деятельности предприятия. Другие налоги (например, ЕНВД или налог с оборота при УСН) относятся преимущественно к малому и среднему бизнесу, который в силу многочисленности оказывается достаточно стабильной базой», - считает директор Корпорации СТРАТУМ. «Необходимым условием улучшения бюджетной ситуации является функционирование денежных расчетов между предприятиями, иначе многие компании, даже не будучи убыточными, просто не имеют средств для уплаты начисленных налогов из-за задержек платежей со стороны контрагентов. Кроме того, некоторые налоги возникают по факту поступления денежных средств, например, шестипроцентный оборотный налог при УСН - который, кстати, на 100% местный. Это значит, что на каждый миллион рублей дебиторской задолженности перед такой организацией бюджет муниципального образования не получит 60 тысяч до тех пор, пока не рассчитается покупатель-должник. А таких предприятий в каждом городе сотни! Наконец, при отсутствии денежной ликвидности произойдет вынужденная бартеризация расчетов, что многократно затруднит администрирование налогов», - рассуждает эксперт. По словам Олега Пермякова, нормализация денежных расчетов в экономике является не только необходимым условием поддержания бюджетной системы, но и очевидным фактором оздоровления финансового положения региональных компаний и скорейшего преодоления экономического спада.
|