Как компании снижают цену «входного билета» на гостиничный рынок?
Какие международные гостиничные сети готовятся войти в Челябинск?
Как отельеры повышают конкурентоспособность своего бизнеса?
За последнее десятилетие в Челябинске было построено и реконструировано около десятка гостиниц емкостью более 20 номеров. Большинство из них, как отмечает представитель компании EASYHOTELS.RU АЛЬБЕРТ САЛИХОВ, предлагает свои услуги по ценам выше среднего. В то же время, по статистике EASYHOTELS.RU, наибольшим спросом пользуются номера среднего ценового сегмента. Руководитель по строительству группы компаний «Азия» (по франчайзинговому договору с InterContinental Hotels Group создает четырехзвездочный отель международного уровня ценовой категории «выше среднего») ОЛЬГА БОКОВА объясняет, что возводить гостиницы эконом- и среднего класса при действующих ценах на землю, строительство и коммуникации просто невыгодно: «Сегодня окупать четырехзвездочный отель гораздо легче, чем двухзвездочный».
«Середнячки» пользуются наибольшим спросом По данным сайта компании EASYHOTELS.RU, прибывающие в столицу Южного Урала люди чаще всего бронируют номера стоимостью от 1,5 до 3 тыс. руб. в сутки. Это средняя ценовая категория. На втором месте по востребованности нижний ценовой сегмент (менее 1 тыс. руб. в сутки). Популярность верхней ценовой категории (от 3,5 тыс. руб. в сутки) наименьшая. «В Челябинске массовый потребитель выбирает отель не по количеству звезд, а по соотношению цена-качество», комментирует Альберт Салихов и в подтверждение своих слов ссылается на список гостиниц, наиболее востребованных в электронной системе бронирования EASYHOTELS.RU (см. «Детали»). Руководитель отдела маркетинга гостиницы «Виктория» ЕЛЕНА ПУСТЫГИНА иначе видит границы ценовых категорий «для гостиниц с достойным сервисом». По ее версии, «нижняя» заканчивается на отметке 2 тыс. руб. в сутки. Средняя, или «эконом», укладывается в промежутке между 2 и 3 тыс. руб. И «VIP» начинается с 3 тыс. руб. По словам г-жи Пустыгиной, ведущими игроками в «VIP» и «средней» категориях являются «Виктория», «Березка», «Меридиан», «Славянка». В сегменте до 2 тыс. руб. лидирует «Малахит».
По статистике EASYHOTELS.RU, командированные составляют 80% от общего числа клиентов челябинских гостиниц. По данным «Корпорации СТРАТУМ» около 94%. EASYHOTELS.RU сообщает, что спрос прирастает примерно на 30% в год. СТРАТУМ указывает более скромную цифру порядка 16% в год. По словам директора «Корпорации СТРАТУМ» ОЛЕГА ПЕРМЯКОВА, объем спроса увеличивается прямо пропорционально объему доходов населения. По официальным данным, в последние два-три года рост заработной платы на Южном Урале удерживается на уровне свыше 15% в год. Г-н Пермяков считает, что этот показатель и позволяет сделать вывод о привлекательности южноуральского рынка гостиничных услуг. Именно доходы (вкупе с тенденцией активного развития потребительского кредитования) определяют розничный товарооборот, увеличение которого стимулирует развитие сектора коммерческой недвижимости и предприятий среднего бизнеса. Они по мере своей раскрутки наращивают и укрепляют связи с иногородними партнерами по бизнесу, что в итоге дает прирост командированных из числа компаний-производителей, поставщиков, дилеров, консультантов, тренеров персонала и т.д.
Многие челябинские отели стремятся подкрепить собственное позиционирование различными сертификатами. Каждый из них может получить как минимум три таких документа. Можно сертифицировать категорию, то есть определить «звездность» объекта, систему менеджмента качества по стандарту семейства ISO 9000 и уровень качества товаров и услуг гостиницы. Например, директор «Управляющей компании «ПаркСити» ДМИТРИЙ КЛИМОВ совсем недавно сертифицировал качество услуг отеля ParkCity и в ближайшем будущем рассчитывает оформить для него еще два сертификата. По словам г-на Климова, получение каждого такого документа подразумевает аудит услуг и внутренних процессов отеля и поэтому позволяет существенно повысить качество работы. А более качественная услуга дает возможность запрашивать за нее большую цену. Дмитрий Климов также полагает, что подобное совершенствование сервиса позволит ParkCity достойно конкурировать с челябинскими отелями международных гостиничных сетей в будущем. «Проверка дает возможность выявить недостатки, которых мы не замечаем сами. Кроме того, каждый сертификат это дополнительный фактор для повышения престижа», говорит г-н Климов.
По словам генерального менеджера гостиниц «Березка» и «Славянка» ОЛЬГИ ШЕРЕМЕТЬЕВОЙ (летом 2006 г. сертифицировала парк-отель «Березка» на пять звезд), «звездность» это некий ориентир для клиентов, который в первую очередь говорит об уровне сервиса, и только потом о ценах. Не получая ожидаемого сервиса (а чем больше звезд, тем выше ожидания), гость становится менее лояльным. Поэтому некоторые российские и зарубежные гостиницы высокого класса не сертифицируются по этой системе, предпочитают не заявлять высокую планку в четыре или пять звезд. По мнению Альберта Салихова, «звездность» многих челябинских гостиниц совершенно не отражает их реального статуса. Основная причина отсутствие единой технологии оценки. «В автомобильной рекламе практически все производители объявляют о том, что именно их автомобиль был лучшим в таком-то году И складывается ощущение, что в этом году все автомобили были лучшими. Присмотритесь к слову «лучший», и рядом с ним вы увидите малозаметную строчку: «по версии такого-то источника», проводит параллель г-н Салихов.
Предложение увеличивается за счет сегмента «выше среднего»
По информации «Корпорации СТРАТУМ», в середине 2006 г. номерной фонд Челябинска составлял около 1,4 тыс. номеров, или 2,6 тыс. койкомест. Обеспеченность номерами на душу населения менее 2 номеров на 1 тыс. человек (в соседнем Екатеринбурге в 2-2,5 раза больше). Олег Пермяков: «Номерной фонд Челябинска, за исключением нескольких гостиниц, не устраивает прибывающих людей уровнем сервиса и условиями проживания. Поэтому в городе можно построить еще большое количество современных отелей».
Большинство вводимых в эксплуатацию после 2006 г. челябинских гостиниц выходит в ценовой сегмент «выше среднего». Например, в категории «четыре звезды» позиционируются отель ParkCity, начавший работать в тестовом режиме в марте 2007 г., и строящийся Holiday Inn (InterContinental Hotels Group). Ряд крупных международных гостиничных операторов также публично выразил желание в срок до 2010 г. построить в Челябинске отели уровня четырех звезд. Так, за последние несколько месяцев в разное время появлялась информация о будущем входе на местный рынок The Rezidor Hotel Group (бренды Radisson SAS, Park Inn), Accor Group (бренд Ibis), Marriott International Inc. (бренд Marriott Hotels & Resorts), Protea Hospitality Corporation Ltd. (бренд Protea Hotels).
Эксперты утверждают, что отельеры позиционируются в ценовом сегменте «выше среднего» из-за высокой цены «входного билета». По расчетам аналитиков «СТРАТУМа», средняя стоимость строительства гостиничного номера в регионах России за последние три года выросла с $95-100 тыс. до $130-140 тыс. Возведение отеля категории трех-четырех звезд и емкостью 50 номеров в Челябинске стоит от $10 млн. Приобретение земельного участка под создание подобного объекта в центре города обойдется в $1 млн. Ольга Бокова: «Перспективный анализ рынка показал, что в городе велика потребность в номерах всех ценовых категорий. В дорогом сегменте наш отель заберет только 15% растущего спроса».
Для того чтобы снизить цену «входного билета», некоторые компании создают не полноразмерные гостиницы, а мини-отели на 10-12 номеров. К примеру, в последние два года в Челябинске появились мини-гостиницы «Северокрымская», «Персона», «За утесом». Олег Пермяков объясняет, что в полноразмерном отеле большая доля инвестиционных затрат ложится на создание инфраструктуры: конференц-залов, ресторанов, центров междугородной и международной связи и т. д. Мини-гостиницы это номерной фонд, рассчитанный на постоянных клиентов. «При умелом управлении этот формат коммерческой недвижимости может жить 10-20 лет без существенных затрат на принципиальные изменения. Это тот самый свечной заводик, о котором мечтал отец Федор», улыбается г-н Пермяков.
Растущая конкуренция стала причиной реконструкции целого ряда южноуральских гостиниц. Так, по информации Дмитрия Климова и Ольги Боковой, активно идет модернизация гостиниц «Турист», «Алмаз» и «Малахит». Регулярно обновляют мебель и сантехнику «Славянка» и «Виктория». Практически все игроки систематически совершенствуют отделку и качество работы персонала, внедряют новые услуги. К примеру, в «Виктории» недавно был открыт дополнительный ресторан, а в «Березке» появился бассейн. По словам мэра Челябинска МИХАИЛА ЮРЕВИЧА, в ближайшее время номерной фонд и уровень конкуренции на гостиничном рынке значительно увеличатся. В течение двух-трех лет в городе будет построено около десятка новых отелей. С появлением Holiday Inn, Rezidor SAS, Ibis все остальные гостиницы города будут вынуждены подтягиваться по уровню сервиса и четко позиционироваться как по звездности-классности, так и по сегменту спроса.
Обострение конкуренции, по мнению Олега Пермякова, приведет к тому, что в течение пяти лет большинство южноуральских гостиниц перейдет под управление профессиональных УК и в той или иной степени будет встроено в гостиничные сети. Гостиницы с большим номерным фондом низкого качества будут вынуждены либо покинуть гостиничный бизнес, либо провести полную модернизацию. Кроме того, г-н Пермяков прогнозирует по мере дальнейшего роста экономики области появление в Челябинске муниципальной программы развития гостиничного хозяйства, подобной тем, которые существуют в Москве и Санкт-Петербурге. Дмитрий Климов связывает с появлением такой муниципальной программы дальнейший рост объема суммарного номерного фонда города. По его словам, ярким примером в этом смысле является Москва, где муниципалитет оказывает компаниям-строителям отелей налоговые льготы относительно сборов в муниципальный бюджет, помогает в получении землеотводов и содействует в получении кредитов. «В Челябинске ситуация пока не такая тяжелая, поэтому мэрия в этой сфере деятельности активно и не участвует», резюмирует г-н Климов.