В начале марта в Челябинске состоялась очередная конференция, организованная Корпорацией СТРАТУМ. На мероприятии, одним из активных участников которого был Пол Хэнли, ведущий консультант компании Guerilla Marketing, обсуждались вопросы современного маркетинга. О ключевых проблемах этой сферы мы беседуем с Олегом Пермяковым - директором Корпорации СТРАТУМ. - Олег Анатольевич, скажите несколько слов об общих тенденциях в маркетинге. - Новая тема - отдача на инвестиции в маркетинг. Сейчас не интересно говорить о традиционных вещах. Маркетинг развивается невероятными темпами. Он все больше приобретает научные черты, уходя от авантюризма, подчиняясь единой бизнес - логике. О существовании этого единства говорит главная фраза устава любого коммерческого предприятия: целью создания компании является получение прибыли. - Почему же маркетинг в России многими руководителями до сих пор воспринимается как подручная и даже второстепенная деятельность? - Потому что маркетолог и руководитель, а тем более владелец, не могут найти общего языка. Директор говорит: «У меня есть финансовый план, я хочу достичь таких-то показателей по обороту и прибыли». Маркетолог же часто язъясняется языком логотипов, рекламных рассылок, и, порой, не в состоянии объяснить, каким образом это приведет к прибыли. Большинство предприятий, если перейти на военные термины, «работают по площадям». Это можно назвать «ковровым бомбометанием» (выжженная земля, но, авось, кого-нибудь да зацепит). Понятно, что при таком подходе маркетинговый бюджет увеличивается. Другой аспект: когда на нас, бедных потребителей, сначала одно ковровое бомбометание, потом второе, третье. Мы расползаемся по горным ущельям и нас оттуда уже ничем не выкуришь. Это первый существенный вызов, с которым сталкивается маркетинг - привлечение внимания потребителей. - То есть, мы говорим уже не о внутренних трудностях маркетинга, а о внешних задачах, которые ему необходимо решить? - Тот колоссальный объем информации, который на нас компании, все вместе взятые, вываливают в телерекламе и в печатной продукции, уже давно сделал нас слепыми и глухими. Подход, представленный Полом Хэнли, и российский имеют много общего. Мы с разными акцентами говорили об одном - о переходе к высокоточному оружию. Идеальная маркетинговая стратегия должна удерживать всю стратегическую нить: от привлечения внимания потребителя необходимо перейти к совершению продажи и получению прибыли. - Таким образом, будут увязана точка зрения маркетолога, руководителя предприятия и его владельца? - Да. Понятно, что я как руководитель и собственник хочу ясно понимать, как используются средства, выделенные на маркетинг. Пол предложил концепцию тестового рынка, на котором можно отрабатывать новые инструменты и отслеживать, влияют ли они и в какой степени на число продаж и какая отдача получается от каждого рубля, вложенного на ролик или какую-то акцию. Если выбранная стратегия оказывается успешной, тогда ее можно переносить на все остальные рынки. - И, все же, как перейти к высокоточной работе? - Цель маркетинга - довести определенное сообщение о своем товаре или услуге до потребителя. Но потребитель услышит это сообщение только в том случае, если «радиостанция» настроена на эту волну. Если, к примеру, у него есть семья, и она является для него базовой ценностью, он увидит рекламу, где показана семья. Если он убежденный холостяк, он ее не увидит, даже если будет внимательно смотреть в этот момент телевизор. И по мере роста этих фрагментов, растет количество принятых сообщений. И еще об одном вызове. В настоящее время процесс появления новых брэндов и их смены необычайно ускорился. В 60-е годы в электронной аппаратуре выбор был между двумя -тремя брэндами, цикл выведения новых моделей автомобилей занимал шесть - семь лет. Компании могли один раз заполучить клиента и надеяться на то, что по истечении срока жизни товара, покупатель опять купит этот же товар. Сейчас динамика смены брэндов такова, что порой ставит потребителя в психологический тупик. Яркий пример - рынок мобильных телефонов. Колоссальное количество выбора, который сейчас есть у потребителя, связано с резким снижением такого показателя как лояльность к брэнду. В результате на острие продаж находятся так называемые потребители-новаторы. Они принимают на себя все затраты компаний на производство и раскрутку новинок. - Давайте все, о чем говорили мы, и о чем шла речь на конференции, сформулируем в кратком резюме. - На конференции звучали три основные темы: первая - как сделать маркетинг высокоточным оружием; вторая - как измерить экономическую эффективность вложений в маркетинг; третья - как донести свое сообщение до выбранной аудитории. По сути, это три грани одной пирамиды.
|