«Представьте себе картину: строительная площадка, на которой возятся люди в спецодежде и касках: архитектор, финансист, инженер, консультант... Но больше всех старается девелопер - он по пояс копается в траншее. Вы думаете, этот девелопер прокладывает трубы? Нет, он в этой траншее ищет золото. Золото, которое ему принесет строительство и эксплуатация строящегося объекта недвижимости». Такими словами Олег Пермяков, директор Корпорации СТРАТУМ, начал свое выступление на конференции «Управление коммерческой недвижимостью: от проекта до объекта». Целью его слушателей - сотни предпринимателей из Челябинска и других крупных городов Урала и Сибири - также стал поиск золота, которое можно извлечь из строительства и использования разнообразных объектов недвижимости. Впервые в нашем городе, да и на всем Урале, состоялся симпозиум такого высокого уровня. И дело не только в том, что присутствующие находились на 18-м этаже «Мизара», откуда в прямом и переносном смысле открывались новые горизонты их деятельности. Конференция, организованная Корпорацией СТРАТУМ совместно с компанией «Листик и партнеры» и собравшая высококвалифицированных специалистов из Москвы, Нидерландов, а также ведущих консультантов и практиков Челябинска, сама положила начало строительству важного для Челябинска объекта - профессиональной бизнес-площадки, где отныне будут обсуждаться вопросы выработки концепции будущего здания и привлечения в него инвестиций, наиболее эффективного управления объектом и выхода из него... Ни для кого не секрет, что рынок недвижимости в российских регионах начал складываться несколько позднее, чем в столицах. Поэтому если в Москве он уже близок к наполнению (один из докладчиков назвал его «переразвитым»), то в Челябинске, например, в 2006 году можно только констатировать его наличие и стремительный рост. И это положение дел дает провинциям огромное преимущество перед центральным и зарубежными рынками: нашему предпринимателю есть на что посмотреть и чему поучиться, а значит - у него будет меньше оснований сделать ошибку. Мартовская конференция как раз и стала в известном смысле работой над чужими ошибками. Что такое профессиональная концепция объекта, и почему главная роль в ее разработке принадлежит девелоперу, а не архитектору? Как вообще должны складываться отношения этих специалистов при осуществлении проекта? Какой проект быстрее привлечет крупного инвестора? Что вообще имеет смысл строить сегодня? И каковы критерии оценки успешного коммерческого проекта, например, торгового центра - только ли высокая посещаемость или что-то еще? Как удержать арендаторов у себя? Эти и другие вопросы рассматривались на конференции. Судя по содержанию докладов выступающих, наиболее популярная сфера недвижимости сегодня - торговая. И специфика ее такова, что ради отдаленной перспективы получения максимальной прибыли от вложения средств в строительство и эксплуатацию ТЦ, перемены в проекте должны осуществляться буквально каждый день. В том числе и материальные, видимые потребителю невооруженным глазом. Сундук с золотом имеет противную привычку менять свое местонахождение, и задача владельца коммерческой недвижимости или девелопера - вовремя начать рыть яму там, где этот сундук может обнаружиться. И все-таки бизнес, даже такой масштабный и неповоротливый, как бизнес недвижимости, - это прежде всего непредсказуемая игра. И потому наряду с точными финансовыми расчетами и научно обоснованными выкладками консультантов лейтмотивом конференции проходила мысль о том, что строительство и управление недвижимостью - это не наука, и попытки «поверить алгеброй гармонию» еще не увенчались успехом. Анна Ширяева, гендиректор московской компании «Магазин магазинов» озвучила эту мысль прямо: «Чем выше профессионализм - не только лично мой, я также общалась с людьми, которые провели в этой индустрии по 20 и 30 лет, - тем яснее понимаешь, что здесь нет законов, нет канонов. Любой специалист вам открыто скажет - нет никаких догм, есть только размышления, здравый смысл, опыт. И каждый раз начинаешь с нуля. Я с этим сталкивалась много раз, много раз слышала это от опытнейших людей в разных странах мира. Поэтому скептически относитесь к тем вещам, которые вам предстоит здесь услышать, и которые вам только что тут наговорили». Трудно сказать, насколько вняли этому совету присутствующие на конференции. Их интересы и ожидания были сосредоточены не только на получении практической пользы от докладов. Максим Кривцов, заместитель генерального директора по экономике и финансам, компания «ТюменИнвестСтрой»: «Прежде всего, я рассчитываю встретиться здесь с новыми людьми, найти партнеров в области консалтинга и, возможно, в области инвестирования. Главное же, ради чего я сюда приехал - ознакомиться с новым законодательством в сфере недвижимости, где в последнее время произошли значительные изменения». Дарью Черных, начальника отдела контроллинга акционерного капитала из Межрегиональной финансовой корпорации (Екатеринбург) происходящее за круглым столом интересовало с позиции инвестора, а потому наиболее ценным для нее оказался доклад коллеги из «Раффайзенбанка» на тему «Финансирование объектов коммерческой недвижимости»: «Однако и все остальное, что мы услышали, в любом случае очень полезно: у инвестора не будет успеха без грамотной реализации на всех жизненных циклах проекта». Было очевидно, что основные надежды участников конференции возлагались на ее практическую часть, запланированную на следующий день - мастер-классы по волнующим вопросам регионального рынка: «Гостиничный и ресторанный бизнес: от проекта до объекта», «Актуальные вопросы нового законодательного регулирования строительства» и «Разработка успешного бизнес-концепта в сфере коммерческой недвижимости». Прошедшая конференция стала первой в череде подобных ей региональных собраний: в начале июня сессии по вопросам управления коммерческой недвижимостью состоятся в Перми, в конце сентября 2006 года - в Екатеринбурге.
|