Rambler's Top100
СТРАТУМ - Инвестиции, девелопмент, конференции

Услуги:

январь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28
Календарь всех событий
ПУБЛИКАЦИИ
10 марта 2011

В ожидании катастрофы?
Россияне не верят в окончание финансового кризиса и не спешат тратить деньги, лежащие на... далее
17 февраля 2011

Как выбрать самый выгодный вклад?
Россияне понесли деньги в банки. И вскоре кредитные учреждения снизили процентные ставки. далее
5 апреля 2010

Олег Пермяков: «Слона нужно есть по кусочкам»
На Южном Урале в вопросах загородного строительства Олег Пермяков пользуется репутацией гуру.... далее

Rambler's Top100
Новое качество Вашего бизнеса
Главная / Публикации
Консалтинг в Челябинской области

Рынок консалтинга области - структура и конкуренция

В современном мире консалтинг является самостоятельной индустрией со значительными оборотами, в рамках которого фактически развивается целый ряд направлений, сопоставимых по емкости рынка. Для иллюстрации приведу результаты крупнейших игроков в некоторых секторах:

Фирма

Направление деятельности

Оборот в 2001 г.,
млрд. долл.

PricewaterhouseCoopers

Универсальная (аудит, финансовый, налоговый,
ИТ-консалтинг и др.)

22,3

EDS

Информационные технологии

21,52

Adecco

Услуги в области подбора персонала

16,3

Accenture

ИТ-консалтинг

11.44

Goldman Sachs

Инвестиционно-банковские услуги
в т.ч. финансовый консалтинг

15,81
2,07

T.RowePrice

Инвестиционный консалтинг

0.78

Россия в настоящее время представляет собой не более чем периферийный рынок. Отслеживая ситуацию «изнутри» на протяжении 5 лет, мы предполагаем, что оборот отрасли по стране в 2001 году составил около 25 млрд. рублей с сохраняющимся перевесом аудиторских услуг (эта точка зрения отличается от мнения агентства «Эксперт-РА»).

Достоверные данные по объему и структуре рынка аудиторско-консалтинговых услуг по Челябинской области (впрочем, как и по стране в целом) отсутствуют. Консервативная оценка рынка Челябинской области в 2001 году представляется примерно такой:

Данные в млн. рублей

Аудит

Консалтинг

ИТОГО

Потребление

200

100

300

Производство

45

55

100

Импорт

160

60

220

Экспорт

5

15

20

Баланс операций

-160

-40

-20

Текущая ситуация в сферах аудита и консалтинга существенно различается. Рынок аудиторских услуг находится в стадии зрелости. Спрос является безусловным и возобновляемым в силу требований законодательства к хозяйствующим субъектам. Деятельность аудиторских фирм достаточно жестко регулируется, технология аудита формализована. Можно выделить три основных сегмента:

  • Крупнейшие корпорации, нуждающиеся в независимой оценке средне- и долгосрочной кредитоспособности (как правило, с целью осуществления заимствований на финансовых рынках) обращаются к услугам «большой пятерки», реже - российских топ-аудиторов. В денежном выражении это самый емкий сегмент, конкуренция в нем носит характер олигополии. Стоит отметить, что содержание аудита в данном случае принципиально иное, чем то, что делают местные фирмы.
  • Крупные компании, заинтересованные в составлении объективной финансовой отчетности (зачастую, с трансформацией в IAS/GAAP). В этом сегменте проходит «линия фронта» между московскими и крупными местными аудиторами («Аудит-классик», «Траст-консалт» и др.)
  • Предприятия, требующие подтверждения собственной финансовой отчетности для представления в государственные органы контроля. Данный сегмент делят между собой местные аудиторы.

Рынок консалтинговых услуг в области находится в ранней стадии формирования. Потенциал спроса огромен, но еще не «раскручен». Многообразие задач в сфере управления и технологий их решения в сочетании с отсутствием единых для отрасли стандартов качества объясняют высокий уровень дифференциации как услуг, так и самих фирм. Для примера приведу лишь некоторые варианты классификации консалтинговых фирм:

  • По спектру предлагаемых услуг - универсальные, многопрофильные, специализированные (в определенной предметной области и/или отрасли).
  • По способу консультирования - экспертное, процессное, обучающее.
  • По роли в процессе решения задачи - аналитические, внедренческие, интеграторы, поставщики типовых адаптивных решений.

Конкуренция в консалтинге в области имеет следующие особенности:

  • Косвенный характер: в большинстве случаев клиент делает выбор между консультантами, предлагающими решение разных задач. Случаи прямой конкуренции в рамках тендерных заданий пока редки, но я уверен, что эта практика будет развиваться.
  • Сегментная неравномерность (Диаг. 1):
    • Максимум спроса формируется крупнейшими предприятиями области в сфере корпоративных финансов и удовлетворяется «большой пятеркой», инвестиционными банками и крупнейшими российскими фирмами («Юникон/МС», «Объединенные консультанты ФДП», «СБТ» и др.). Из резидентов наиболее серьезные позиции у «СТРАТУМ Консалтинг». Часть выручки местных аудиторских фирм также может быть реклассифицирована как налоговый, юридический и финансовый консалтинг.
    • Местные консультанты достигли больших успехов в сегментах маркетинговых коммуникаций и PR («Нью Имидж») и информационных технологий («Астра СТ»). Более половины их дохода приходится на проекты, реализованные за пределами области.
    • Услуги в сегментах организационного развития и кадрового консалтинга, в основном, оказываются фирмами-резидентами («ЮУКК», «Тирс», «Метод» и др.), однако, никто не занимает доминирующую долю рынка.

  • Как и в аудите, предметом острой конкуренции между лидерами-резидентами и «варягами» являются промышленные предприятия «второго эшелона».
  • Ввиду отсутствия регулирующих норм, существует значительный «серый» сектор частнопрактикующих консультантов. Ручейки их скромных гонораров сливаются в бурный 10-миллионный поток.

Кто обращается

Как отмечалось ранее, в Челябинской области спрос на консалтинг все еще латентен. Очень часто клиент не имеет хорошего представления о доступных услугах и возможностях конкретных фирм, поэтому инициатива во многих случаях исходит от консультантов. Самостоятельно компании проявляют инициативу, преследуя следующие типичные цели:

  • Решение масштабных нестандартных задач - привлечение финансирования, корпоративная реорганизация, внедрение ERP-систем, сертификация по стандартам систем качества, проведение рекламных и PR-кампаний и т.д.
  • Проведение антикризисных мероприятий - финансового оздоровления, защиты от банкротства или недружественного поглощения, при смене собственника или управленческой команды, в случае резкого изменения макросреды или условий конкуренции и т.п.
  • Достижение лучших операционных результатов в текущей деятельности - постановка системы контроллинга, оптимизация снабжения, налоговое планирование, проведение маркетинговых исследований и др. Спрос на такого рода услуги предъявляют «продвинутые» клиенты, выстроившие эффективное взаимодействие собственников и менеджеров во имя развития компании.

Анализируя частоту спроса по типу бизнеса и направлениям консалтинга в нашей области, мы получаем приблизительно такую матрицу:

Направления консалтинга/тип бизнеса

Производство

Торговля

Информационные технологии

++

н.д.

В области организации производства

+

н.д.

Стратегический

++

+

Финансовый

+++

+

Налоговый

+++

+++

Юридический

++

++

Кадровый

++

++

Организационное развитие

+

++

Маркетинговые коммуникации и PR

+

+++

Кадры

В консалтинге высококвалифицированные специалисты являются «основными производственными фондами» и система работы с персоналом, во многом, определяет успех фирмы. Однако, на мой взгляд, кадровая проблема стоит менее остро, чем в других сферах бизнеса, поскольку, кроме высокой материальной компенсации, в настоящей консалтинговой фирме задействована мотивация более высокого порядка, апеллирующая к высшим потребностям сотрудников - в карьерном и интеллектуальном росте, в признании, в самореализации. Ведущие консалтинговые фирмы давно считаются предпочтительным местом работы и «снимают сливки» с каждого выпуска университетов и бизнес-школ. Если фирме не удается привлечь и удержать профессионалов, то это не кадровая, а, скорее, финансовая либо организационная проблема.

Мы в «СТРАТУМ Консалтинг» исповедуем модель «фабрики чемпионов», стоящую на трех китах: набирай самых лучших, дай расти самым-самым лучшим, расставайся с достигшими своего потолка. Никаких авансов, никаких исключений. Механизм принятия кадровых решений жестко регламентирован. Для каждой позиции установлен стандарт компетентности, формализованы критерии и процедуры оценки. В результате каждый сотрудник четко осознает, что он повседневно делает свободный выбор - дойти до самой вершины или уйти, уступив свое место более успешным коллегам. Следование принципу «вверх или прощай» позволяет профессиональной консалтинговой фирме непрерывно самосовершенствоваться.

Прием на работу с университетской скамьи для нас исключение. Большая часть сотрудников добилась выдающихся результатов на предыдущей работе. Базовые требования к кандидатам включают инициативность; наличие системных знаний и глубокой экспертизы в конкретной предметной области, широкого кругозора, неординарных аналитических, коммуникативных, менеджерских навыков; умение эффективно работать в команде; выраженные лидерские качества; владение иностранным языком.

Пермяков Олег, Корпорация СТРАТУМ

РУССКИЙ / ENGLISH

+7 (351) 239 94 20

info@stratum.ru

О КОМПАНИИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНТАКТЫ


Архив публикаций
2011 2010
2009 2008
2007 2006
2005 2004
2003 2002
2001 2000
ПОДПИСКА
СТРАТУМ - Инвестиции, маркетинг, конференции
Copyright © 2022 STRATUM

Заказать услуги Вы можете по телефону 
+7(351) 239 94 20
либо отправив заявку по e-mail: info@stratum.ru