Челябинский средний класс на сегодняшний день проявляет крайне слабый интерес к инвестированию собственных средств. К такому выводу пришли специалисты Регионального Маркетингового Агентства СМАРТ по результатам проведенного в декабре 2004 г. исследования среднего класса Челябинска. Среднему классу Челябинска есть, что инвестировать. По результатам исследования, 59,7% представителей этой прослойки общества каждый месяц откладывают какую-либо часть своего дохода. Объем ежемесячно откладываемых таким образом сбережений среднего класса Челябинска оценивается в сумму около 315 млн. руб. Среди мотивов сбережений среднего класса преобладающими являются два: потребительский ("Коплю, чтобы потратить, уже знаю на что") и страховой ("На всякий случай"). Цели сбережений "среднего класса" О намерении инвестировать свои сбережения в ходе опроса заявил только каждый десятый представитель среднего класса. При этом интерес к инвестированию увеличивается с ростом дохода респондента, что вполне объяснимо. Похожие результаты были получены при анализе ответов респондентов, касающихся использования дополнительных доходов семьи, в случае их появления: потребительский и страховой мотивы здесь также являются первостепенными. Как и в случае со сбережениями, с ростом доходов респондента его склонность к инвестированию повышается. Приоритеты "среднего класса" при распоряжении дополнительными доходами Низкий интерес "среднего класса" к инвестированию можно объяснить его т.н. "недоукомплектованностью" собственностью. Так, например, по результатам предыдущих исследований РМА СМАРТ, 30% жителей Челябинска составляют люди, которые неплохо обеспечены жильем, но при этом их жилье недостаточно соответствует их потребностям. По этой причине, при появлении у данной группы людей дополнительных доходов, они в первую очередь стараются улучшить свои жилищные условия и уже после начинают думать об инвестировании. Возможно, аналогичная ситуация складывается применительно к автомобилям и иным крупным "предметам собственности". Только "укомплектовавшись" и чувствуя себя относительно комфортно, человек начинает всерьез задуматься об инвестировании. Слабый интерес челябинского среднего класса к инвестированию можно проиллюстрировать также следующими цифрами: всего 4% его представителей планируют в 2005 г. приобрести недвижимость с целью инвестирования и только 5% имеют или имели пай в одном из паевых инвестиционных фондов. Все это позволяет говорить о том, что об инвестировании собственных средств в Челябинске всерьез задумывается в лучшем случае 1 из 10 человек, представляющих средний класс. Аналогичная ситуация наблюдается и в целом по России. По данным журнала "Эксперт" (№7 от 23 февраля 2004 года), основанным на результатах опроса 4000 респондентов в 20 крупнейших городах России осенью 2003 г., "российский средний класс все еще слишком занят устройством своей сегодняшней материальной жизни, чтобы усиленно сберегать и вдумчиво распоряжаться своими накоплениями". Тот же источник сообщает, что "копят для вложения в собственный бизнес всего 9% представителей среднего класса, собираются инвестировать куда-либо с целью получения дополнительного дохода всего 3%".
|